Все представительства
(812) 490-48-85; 766-69-26; 766-19-32; triton@triton-ltd.ru
Офис 8-931-101-32-47 Магазин 8-921-182-66-36

Испытания новой модели байдарки

Главная  /  Полезная информация  /  Статьи  /  Испытания новой модели байдарки

Испытания новой модели байдарки "Онега-2".
Неделя в августе 2018 была посвящена ходовым испытаниям новой модели Онега-2 в Фиордах Норвежского моря. Основной интерес был к поведению лодки в условиях волнения и ветра, а также использование лодки для морской рыбалки. Были проведены специальные тесты крейсерской скорости на дистанции 3км в прямом и обратном направлении при постоянном ветре и волнении (с учётом отлива)в условиях открытого моря. Курс, скорость и трек лодки отслеживался при помощи навигационного оборудования и фиксировался программами “Гармин” и “Навионикс”.
При создании лодки были сомнения и вопросы к величине прогиба кильсона и бортовых баллонов (закаячивания) корпуса. Прямой изгиб килевой линии сильно влияет на форму погружённой части корпуса, на соотношение длины ширины и глубины. Для гладкой воды можно составить определённое предположение о том, какие соотношения скорости и маневренности следует ожидать от формы погружённой части. Но гладкая поверхность и безветрие бывает не всегда. И вот тут-то стоит задуматься над влиянием внешних сил, которые воздействуют на лодку. Основное факторы влияние на лодку это ветер и волнение, причём вектора и величины этих сил могут постоянно меняться. Поведение любого объекта в таких условиях во многом будет определятся соотношением форм погружённой и надводной частей. Пример, воздушный шарик, просто надутый или надутый и частично заполненный водой перемещаются ветром по воде с разными скоростями. С байдарками тоже самое, чем выше надводная часть тем сильнее воздействие волны и ветра. Существует категория байдарок (сияки) с уменьшенной надводной частью и большим (относительно ширины) заглублением килевой линии(осадкой).Как правило полезный объём задаётся в этих лодках за счёт длины. Такие корпуса должны быть жёсткими дабы выдерживать нагрузки от прироста водоизмещения в носовой и кормовой части одновременно. Идеальными на данный момент являются карбон –кевларовые композитные корпуса , а так-же литые и сварные полиэтиленовые. Преимущество этих лодок в том ,что влияние волны и ветра сводится к минимуму. В этой категории есть и недостатки ,например соотношение длины и ширины не позволяет иметь достаточного восстанавливающего момента при крене (остойчивости) для использования неподготовленными гребцами. К тому же правило такие лодки не разбираются поэтому хранение и доставка к месту использования затруднительна. Вторая категория судов, обеспечивающая безопасность в условиях ветра и волнения это надувные лодки и плоты. Обладая колоссальной остойчивостью и непотопляемостью они способны сохранять свои качества при очень сильных внешних воздействиях стихий. Однако недостатком таких судов является очень плохой ход, что ставит их в зависимость от ветра и волнения. При создании проекта Онега хотелось , по возможности взять и объединить некоторые достоинства двух вышеописанных категорий , отказавшись или изменив при этом их явные недостатки.
Что получилось –то получилось. В целом можно сказать работа проделана не напрасно. Если сформулировать коротко назначение Онеги, то эта лодка для безопасного отдыха на больших водоёмах. Лодка имеет хороший ход, не уступающий семейству каркасных байдарок, а при волнении и превосходящих многие из известных моделей. Устойчивость при волнении на курсе бакштаг и бейдевинд превзошли все ожидания, видимо благодаря форме штевней и прогибу выдавленного вниз кильсона, соскальзывание с гребня уменьшилось очень и очень существенно относительно лодок с плоским и жёстким дном. Следует отметить, что на этих же курсах практически отсутствуют диагональные скручивания корпуса лодка ведёт себя стабильно и мягко.
Если сравнивать с похожей моделью Шуя-2 то на курсе левентик (против ветра) удар встречной волны гораздо меньше , соответственно и нет такого хлопка и торможения в гребень. Благодаря увеличенному сечению баллонов в миделе корпус получился очень жёстким(возможно даже избыточно, для того давления 0,45 которое он имеет). Если говорить о попутном курсе то следует отметить , что относительно моделей Вуокса или Нева при соскальзывании не происходит закапывания носа в догонную волну. Лодка мягко притормаживает, проседая корпусом в гребень. Отдельный момент безопасность. При проектировании этому придавалось особое значение. Корпус имеет 4 автономных отсека высокого давления ,не поперечных как у некоторых видов надувных байдарок, а продольных , позволяющих сохранять форму корпуса для движения вперёд даже при повреждении одного из них. Объём баллонов в центральной часть позволяет отлить лодку с воды и вернуться внутрь даже через борт. Все испытания на больших открытых акваториях сознательно проводились без фартука. На переходе длиной 6 км по открытому фиорду с волной 0,6-0,8м (50мин хода) курс бейдевинд из лодки в открытом варианте кокпита была слита вода 1.5-1.7л попадающая с вёсел. Это приблизительно 1/300 от её водоизмещения.
Что касается морской рыбалки, тут всё плохо ловить с большой глубины более 100м неудобно большой дрейф (нужен плавучий якорь) Из-за дрейфа шнур с пилькером(700гр) уходит под большим углом, Удилище разворачивает лодку во флюгерное положение в общем не с руки удобно ловить в заброс, но это клюёт мелочь. Рыбка покрупней начинает разворачивать лодку короче неудобно. Надо думать!
В целом ощущения от изделия позитивные. Учитывая простоту и скорость сборки можно планировать интересные радиальные маршруты приличной протяжённости в связке автомобиль лодка на побережье больших озёр или моря. Не обладая навыками каякинга можно отдыхать в прибрежной зоне достаточно комфортно, обследуя береговые достопримечательности на более протяжённых участках, благодаря хорошей мореходности и безопасности изделия.


Размышления по установке парусной системы!
Корпус большой, лёгкой надувной лодки имеет высокий коэффициент парусности.
Для использования в одноместном варианте из-за изгиба баллона и киля ,при перемещении гребца вдоль оси пустой лодки возникает неприемлемый дифферент, существенно меняющий центр парусности .
В этом случае следует переносить мачтовую трапецию вперед, что исключает посаду первого номера. Из-за малой осадки требуется увеличение погруженной площади рулевого пера.
_
Возникают сомнения по поводу целесообразности такой схемы.
Была сделана и испытана парусная система для 2х гребцов без доработки стандартного корпуса.
Использован принцип шпринтового парусного вооружения площадью 2,8 кв/м
Испытания показали, что при небольшой площади паруса бортового прироста водоизмещения вполне достаточно для комфортного развлечения. В результате тестов установлено, что левый и правый галс (в зависимости от неподвижного расположения шверта) отличается а пределах 8-10 градусов
Полный текст с фотографиями и примерами в прикрепленном документе.