Все представительства
(812) 766-69-26, 716-19-32, 766-19-32, 490-48-85
[email protected]

Текст #000250

Главная  /  Полезная информация  /  Новости  /  Текст #000250

Наш брат сценарист, как почти всякий пишущий, не очень-то криклив и вряд ли кто из нас заявит публично, что, мол, режиссура всего лишь способ, средство для выражения авторских идей, и способ, надо сказать, иногда довольно топорный. Не хотелось распространяться на эту тоже довольно пожилую тему, но один пример просто вопиет.
Я имею в виду фильм «Красиво жить не запретишь» по сценарию «Храбрый портной» Валентина Черных.
В сценарии Черных был исследован социальный аспект проблемы моды, именно социальный. Это была панорама сложных производственных и экономических отношений, связанных с производством одежды, и, кроме того, на этом фоне развивалась зрело выписанная, местами доходящая до глубокого драматизма личная линия. Фильм можно было решать и как проблемный, ц как лирический. А выбрано почему-то дешевое, претенциозное, местами просто невнятное шоу с переодеваниями, причем кажется, что именно процесс переодевания девушек-манекенщиц волнует постановщика более всего. Никто не против нормального шоу, но тогда причем здесь этот сценарий?
А это ведь, знаете, тоже стереотип. Стереотип будто бы современного мышления: как же, шоу — что-то новое, модное!
По сути, вся панорама нашего кино — это панорама борьбы стереотипа и подлинной образности. На недавнем пленуме всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью один из главных вопросов звучал примерно так: были у нас у всех на виду молодые кинематографисты, считались способными, некоторые — очень способными. Многие из них и реально подтвердили это, сняв в ЭМТО «Дебют» отличные короткометражки. А что с ними стало потом? Что они делают дальше? Почему их первые, вторые полнометражные фильмы не то чтобы хуже, а принципиально несравнимы с «дебютными» короткометражками? Почему, за редким исключением, их работы не различишь в потоке средних картин?
Да все потому же. Обучились стереотипу. Вольно или невольно, сами или с чьей-либо помощью, но обучились. И как быстро!..
Когда я прочитал сценарий выпускника ВГИКа В. Строчкова «Не было печали», то подумал: вот способный человек. Свежее, яркое ощущение жизни, уверенный профессионализм и, главное, — обостренное нравственное чувство, то самое свойство, которое заставляет нас на самые простые, «житейские» вещи взглянуть совершенно по-новому. Особенно понравился мне финал рассказанной истории: двое одиноких людей, уже немолодой мужчина и его пожилая мать, напряжение, перебивая друг друга, перечисляют названия подмосковных станций, пытаясь вспомнить ту, куда увезли их дочь и внучку. Девочка эта, плод давно забытого курортного романа, внезапно возникла в их размеренной, благополучной и, по сути, пустой жизни всего несколько дней назад и сразу разрушила эту размеренность, сломала порядок и покой... И вот ее снова забрали к себе родственники ее матери, и тут оказалось, что вместо облегчения в дом вернулась та самая пустота, что без девочки, без этой «незнакомой дочери и внучки» теперь просто нельзя жить. А бумажку с адресом во время уборки выбросили, телефона не записали, и вот теперь вдруг спохватились, вспоминают, мучаются, ищут... Вся суть вещи, весь ее очищающий нравственный урок был сосредоточен именно в этой простой и горькой сцене, и если сценарий существовал как законченный драматургический организм, то именно благодаря такому финалу.
В фильме именно этой сцены нет. Чтобы мы не испугались, что дочь потеряна для своего отца и бабушки навсегда, нам старательно показывают, как совершенно волшебным образом отец и бабушка оказываются на этой станции и приближаются к заветной двери, за которой слышится голос их девочки. Не знаю, как у других, а у меня от такого финала осталось ощущение старательно пережеванной жвачки из чужого рта.
Конечно, можно говорить, что хотели как лучше, что тут инициативу проявила редактура, режиссура, директура... все можно говорить. Но ведь в титрах стоит авторское имя, имя, предполагающее и авторские права, и авторскую ответственность.
И мы, только мы сами ответственны за свои компромиссы с Его Величеством Стереотипом.
Истинное мастерство — это всегда отход от стереотипа, борьба с ним, преодоление его. Истинное мастерство — это не только понимание глубинных процессов жизни, это поиск, это прозрение и даже, извините, предугадывание, предвидение тенденций будущего. spravkavspb