Все представительства
(812) 766-69-26, 716-19-32, 766-19-32, 490-48-85
[email protected]

Ребята разбирают замысловатые педагогические задачки

Главная  /  Полезная информация  /  Новости  /  Ребята разбирают замысловатые педагогические задачки

Три года назад семиклассница Наташа Кучмий стала вожатой в школьном летнем лагере. Пришла однажды утром в школу, посмотрела, что сегодня по плану. Ага, поход на пруд, рассказ о природе родного края. Надо бы начинать экскурсию, а воспитателя все нет (как выяснилось потом, педагог заболела). Не растерявшись, Наташа отправилась с малышами в путь. И весь день провозилась со своими подопечными одна. Учителя отнеслись к этой истории как к ЧП. Лишь поразмыслив, пришли к выводу: такие ситуации даже необходимы, они помогают ребятам из «Юного педагога» ощутить свою ответственность.

— Не боялась тогда? — спросил я теперь уже десятиклассницу Наталью Кучмий.

— Не очень, скорее обрадовалась. Можно было проверить, чему научилась за год занятий в «Юном педагоге».

А дает факультатив и в самом деле немало. Ребята знакомятся с опытом известных учителей (жалеют, что не могут посидеть на их уроках), обсуждают интересные статьи, разбирают замысловатые педагогические задачки. Но основное все же — практика. Помогают учителям — даже ведут некоторые уроки, работают вожатыми в октябрятских звездочках и пионерских звеньях, подменяют воспитателей на внеклассных занятиях и в «продленке». Иными словами, будущие учителя приобретают педагогические навыки, примериваются к профессии, которую решили выбрать. Не всё, конечно, получается сразу. Случаются и неудачи. И Галина Николаевна учит их владеть своими чувствами, гасить раздражение, быть сдержанными, тактичными. Что поделаешь: хочешь стать учителем, воспитывай прежде всего самого себя. Остаются в факультативе те, кто понимает необходимость такой работы, кому не все равно, кем быть в будущем, — только учителем.

Вот и получается, что программа «Учитель» действует как многоступенчатый фильтр по всей цепочке — от факультатива в школе до вузовской аудитории. И все ради того, чтобы в школу приходили лишь инициативные, творческие люди, а не серые специалисты с дипломом. Но давайте посмотрим дальше: что происходит с теми, кто поступает в институт?

Уже после первой зимней сессии у каждого есть свой «школьный день» — практика в школе или педучилище. И так все четыре года, пока он в вузе. Без преувеличения, мне пришлось пережить не просто радость, а порой и настоящий восторг, настолько было интересно на уроках, которые ведут студенты. Я был увлечен, как и тридцать мальчишек и девчонок, которые пожирали глазами своего учителя. Стоило большого труда сдержаться, чтобы так же, как и они, не вскинуть руку, не выскочить к доске. Очень хотелось стать активным участником урока, который увлекал, дарил знания и мысли. Не думаю, что такое общение учителя-практиканта и учеников было бы возможно, если бы судьба не наградила его педагогическим талантом.

Кляксы и буханка хлеба, или о неповторимости педагогического опыта

Метод взаймы? Нет, нестандантная педагогика!

«Разрешил ли съезд работников народного образования насущные школьные проблемы?» — задаются вопросом все заинтересованные люди, а таких, наверное, в стране большинство. Но следует задать встречный вопрос: «А можно ли было ожидать этого от трехдневного съезда?» И разрешение, и более глубокое обсуждение этих проблем, на мой взгляд, впереди.

В начале своих размышлений напомню весьма характерный, очень выразительный, но подзабытый и редко приводящийся в педагогической литературе факт из жизни воспитанника А. С. Макаренко, бывшего колониста, одного из героев «Педагогической поэмы», позже по примеру своего Учителя ставшего педагогом, воспитателем.

Итак — эпизод из книги Ф. Вигдоровой «Дорога в жизнь».

Воспитанник Семена Карабанова Панин украл буханку хлеба. Как поступить молодому педагогу? И он вспоминает, что в подобном случае сделал когда-то сам Антон Семенович: не ругал, не стыдил укравшего, а поставил его перед строем и на глазах товарищей-колонистов, тоже не слишком-то сытых, заставил съесть украденную курицу. И тот ел, давясь, со слезами стыда на глазах, и каждый кусок застревал у него в горле... Noosphere и Макс Поляков усовершенствуют информационные структуры