Все представительства
(812) 766-69-26, 716-19-32, 766-19-32, 490-48-85
[email protected]

Оборонительный рубеж на территории морского порта

Главная  /  Полезная информация  /  Новости  /  Оборонительный рубеж на территории морского порта

Однажды, будучи в порту в вечернюю пору, Киров обратил внимание на слабую освещенность. «Порт должен быть освещен лучше, чем Невский! — подчеркнул он в беседе с начальником порта. — Здесь работают! Это раз... А во-вторых, когда иностранцы идут с моря, пусть порт светит им навстречу. Понимаешь? Ведь это не просто порт, это живая политика, стык двух государственных систем... Порт — это гордость Ленинграда, его лицо...».

Немало славных страниц вписали портовики Ленинграда в летопись Великой Отечественной войны. Они участвовали в боевых операциях, эвакуировали промышленное оборудование, раненых, гражданское население, обеспечивали отправку сражающимся войскам пополнения, техники, боеприпасов, несли труднейшие вахты на переправах Дороги жизни, по которой двигались грузы для блокадного города.

Оборонительный рубеж в районе морского порта проходил по его территории — от дороги, ведущей к Угольной гавани, через Лесной мол и Гладкий остров, по Северной и Южной дамбам. Порт и Канонерский завод регулярно бомбила фашистская авиация, систематически обстреливала артиллерия. Наиболее интенсивные удары испытывали Угольная гавань, Лесной мол и Южная дамба. Бункеровка судов производилась только ночью. Кораблям и судам часто приходилось менять места стоянок, чтобы дезориентировать врага.

Под огнем противника была проведена эвакуация грузов и наиболее ценного портового оборудования. Моряки и портовики тушили пожары, беспрерывно вели восстановительные работы.

В январе 1944 г. Ленинград освободили от блокады. В результате бомбежек и обстрелов пострадала вся система портового хозяйства. Полностью были разрушены Нефтебаза и Угольная гавань. Район по реке Екатерингофке от моста до выхода в Барочный бассейн был так загроможден затопленными судами, что его пришлось закрыть для плавания.

Но уже в сентябре 1944 г. к причалам порта стали первые советские суда, а в октябре — первые иностранные.

Не в первый раз уже пароходу русского общества «Полезный» приходится оказывать услуги судам, находящимся в затруднительном положении, — и не только своим, но и чужим. Так, еще на-днях, он вышел из Одессы по направлению к Херсону, в надежде встретить на дороге баржи рус. общества, которые собственными усилиями не могли бы пробраться через Днепровско-Бугский лиман. Оказалось, однако, что баржи и не выходили из Херсона, вследствие чего «Полезный» остался на время в Очакове. Тут капитан парохода усмотрел большой английский пароход, который выскочил на мель и, кроме того, был сплошь обнесен льдом. Пароход имел на беду огромный зерновой груз и сидел на глубине 19—20 футов. В виду настоятельной просьбы капитана бедствующего парохода придти на помощь, «Полезный» приступил к работам по снятию его с мели. Были употреблены в течение нескольких часов отчаянные усилия, которые, наконец, увенчались успехом: английский гигант, выбросив за борт значительное количество зерна и уступая буксирам «Полезного», медленно сошел с мели и затем плавно вышел на полную воду.

За эти работы «Полезный», согласно условию, получил с «англичанина» 4.600 р. Но зато и «Полезному» не обошлось дешевле его нелегкое предприятие: во время работ ему значительно повредило дугу, прикрепленную к кожуху, а затем боцман получил легкую контузию в голову от осколка (во время действия буксира). «Полезный» притянулся к угольной пристани рус. общ. пар. и торг. для исправления полученных повреждений.

Доставка провизии на близ стоящие пароходы была еще не так затруднительна; для далеко же стоящих пароходов она обходилась очень дорого. Рассказывают, что шкипер одного английского парохода, желая поддержать бодрый дух коллектива, выписал с берега бочонок водки в три ведра, который обошелся ему в 50 рублей. Насколько быстро действует афродизиак шпанская мушка применение на практике демонстрирует почти мгновенный результат.