Все представительства
(812) 766-69-26, 716-19-32, 766-19-32, 490-48-85
[email protected]

О фильме «Слово о вещах»

Главная  /  Полезная информация  /  Новости  /  О фильме «Слово о вещах»

На экраны однажды вышел документальный фильм. Большой, полнометражный. Называется «Слово о вещах»! В названии — открытый вызов к полемике.
Что-то не припоминается, чтобы вот так-то впрямую собирались со мною говорить в кинозале, как обставлена моя квартира, во что одет я и обут, чем снаряжен в путь-дорогу. В игровом кино нет-нет да и покажут, сколь тлетворно влияет погоня за материальными благами на духовный мир человека, сколь скоро доводит она его до нравственного убожества и до преступления. Или вдруг замечали критики, что живут современные положительные киногерои художественных картин в нереально огромных и не по зарплате обставленных апартаментах, и постановщики стремились приблизить искусство к жизни.
А документальное кино?
Получила приз на кинофестивале лента М. Авербуха и А. Иванкина «Черный ход». В ней мы увидели, к чему приводит (и не в кино — в жизни) стремление многих граждан из жадности, из престижа обзавестись дефицитом, как настырная погоня за вещами развращает и покупателей, и продавцов. Выходя из залов одни — пристыженные, другие — предостереженные, мы все, я думаю, были благодарны кинематографистам за честный, хотя и жесткий, разговор о наболевшем.
Впрочем, до того был «Фитиль» с его короткими разящими сюжетами, их тональность видна в фильме «Черный ход». М. Авербух и А. Иванкин раскрыли не эпизод, не случай, но явление. Однако, смотрите-ка, подход к проблеме тот же, что и в игровом кино: вещи растлевают, вещи порабощают живую душу. И вдруг — «Слово о вещах».
Помните: «Вначале было слово...» Послушаем что скажут и поглядим на экран...
Толпа в универмаге плотно сбилась вокруг трех мужчин. Двое спорят, а третий молчит, руки — по швам и на лице — растерянность. Не будь звука в кинозале, можно подумать — карманника поймали и спорят: бить его или ждать милицию. Но что бы ни происходило непонятное и двусмысленное на экране, есть, слава богу, в кино избавительница-фонограмма. Она растолкует. Слышите: речь идет вовсе не о мелкой краже, а о том, что хорошие костюмы надо бы иметь в продаже, да нельзя пошить. Подбортовку поставляют не ту, и оборудование на фабрике никуда не годится.
Ну вот, теперь нам ясно, что двое вовсе не спорят, а объясняют публике, почему один не виноват в том, что делает негодные костюмы; второй же толкует, что не по злому умыслу и не по своей воле пускает их в продажу. Третий в кругу толпы, по манерам судя, не манекенщик — просто пригожий молодой человек, на которого для съемки эпизода надели плохой костюм. Крутят живой манекен перед десятками глаз, тычут пальцами в дефекты на пиджаке, а манекену ужас как неловко, так неловко, что я, непричастный кинозритель, начинаю ерзать в кресле и обдергивать свой бездефектный пиджак. И оглядываюсь: вдруг и на меня смотрят, ухмыляясь, как на того парня. Вижу, соседи тоже оглядываются и ощупывают пуговицы в укромных местах туалета.

Зримо представлены, прокомментированы синхронно и дикторским текстом проблемы качества и ассортимента потребительских товаров, перечислены и показаны экономические и социальные их аспекты.
Рассказывается, как дефицит — постоянный или временный — подогревает покупательские страсти, вызывает ажиотаж вокруг товара и образует дефицит при достатке.
Наконец, сделана попытка разобраться в явлении, которое называют теперь «вещизмом». Путевки туры в Египет Шарм Эль Шейх из Усть-Каменогорска